Mol-express.com



Свежее на Mol-express.com

12.10.2017 |  Конкурсы |  46
Петербургская молодежь сможет бесплатно отправиться в единственный в мире город, находящийся на Полярном...
12.10.2017 |  Разное |  50
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения присоединился к проекту по созданию студенческого мобильного...
01.10.2017 |  Разное |  56
В Петербурге началась подготовка участников и волонтеров Всемирного фестиваля молодежи и студентов ...
15.09.2017 |  Афиша |  46
С 22 сентября по 1 декабря в Санкт-Петербурге (отель Crowne Plaza, ул. Стартовая, д.6, лит.А)...

«Крик» души Теннесси Уильямса в Театре 31

PDFПечать

Что было

11 января в Театре 31 состоялась премьера пьесы Теннесси Уильямса «Крик». Репертуар театра небольшой, но состоит из сложнейших произведений мировой драматургии. К таким трудным для постановки и игры пьесам можно отнести и «Крик».

В разное время спектакли по этой пьесе ставили Лев Додин и Кама Гинкас, в нём пытались играть Владимир Высоцкий и Алла Демидова, но в данном случае дело не дошло даже до премьеры. Также по мотивам пьесы была постановка "Подсолнухи" с Виктором Гвоздицким и Лией Ахеджаковой. Критики в один голос говорили, что у пьесы несчастливая судьба. Однако, на премьере "Крика" в Театре 31 присутствовал автор перевода Виктор Денисов, он сказал, что постановка Оксаны Глазуновой великолепна, отлично передан смысл, дух произведения. У Оксаны Глазуновой есть особый талант - чувствовать автора произведения, которое она ставит. Режиссёр убеждена, что "автор либо позволяет ставить свои вещи, либо нет". "Крик" на сцене Театра 31 - это подтверждение ментального взаимопонимания между драматургом и режиссёром. Теннесси Уильямс считал пьесу вершиной своего творчества, автор вложил в неё всю свою душу, и после просмотра спектакля в Театре 31 остается ощущение, что крик души драматурга наконец-то услышан.

Отличительной особенностью режиссёрской работы Глазуновой является многомерность смыслов в её постановках. В своих спектаклях она рассматривает произведения под таким углом, что зритель видит их многоплановость и глубину. Неоднозначными трактовками и провокациями, которые тоже присутствуют в её творчестве, режиссёр проявляет большое уважение к зрителю, она верит, что люди, которые приходят на её спектакли, обладают способностью нестандартно, без давления стереотипов видеть, чувствовать, осмыслять происходящее на сцене.

"Я вынужден был закричать, и я сделал это" - какая боль скрывается за этими словами Теннесси?

Прежде всего, боль от непонимания и отчуждения. Любое отклонение от нормы принимается обществом негативно. Деликатная тема безумия, психического расстройства и стигмы, т.е стремления общества заклеймить и огородиться от носителей "болезни с плохой репутацией" (С. Сонтаг о шизофрении прим. автора), стоит очень остро. Теннесси страдал из-за болезни сестры, в дальнейшем он и сам прочувствовал горечь безумия, писатель тоже побывал в стенах психиатрической клиники. Естественно, эти тяжёлые переживания, душевные муки нашли свое выражение в пьесе, в её пронзительных диалогах между братом и сестрой.

Также остро звучит мотив о творческом выгорании художника. Контракты, обязательства, законы шоу-бизнеса - всё это приводит к потребности прибегать к допингу, губящему и душу, и личность творческого человека. Театр становится тюрьмой для актёров и драматургов, где холодно и одиноко.

Уильямсу Теннесси не чужды и вечные темы - любви, веры и сострадания.

Герои пьесы живут в постоянном жутком страхе. Внешний мир кажется им враждебным, злым, жестоким. Но как жить, если "не всё зависит от нас", если некому доверять? В минуты отчаяния Клэр хочется крикнуть: "Ну, помогите же, помогите!" Но не к кому обратиться за помощью. Их дом из убежища и защитной крепости превращается в тюрьму. "Заточены, заточены!" - кричит Клэр. Жизнь без веры обрекает человека на жизнь в страхе. Без веры, любви, надежды люди заточены в тюрьму своего недоверия. Но эти стены вырастают не на ровном месте,  отсутствие любви делает сердца глухими к чужим мольбам о помощи. И даже извечная потребность человека в любви встаёт не в традиционном вопросе, любишь ли ты меня, а в совершенно обратной формулировке: "Ты что - меня ненавидишь?".
Надежда на спасение есть. Надо помнить, что "Иногда мы смотрим на мир одними глазами и притом одновременно" - говорит Феличе.


"По-моему, страх имеет свои границы, а Клэр?"...
"Разве он не ограничивается способностью человека любить?"

Брат и сестра всё время стремятся выйти из дома,  дойти хотя бы до подсолнухов, которые становятся для них символом свободы. "Быстро к этим высоким подсолнухам!" - восклицает Феличе. А если принять во внимание, что в христианстве подсолнечник - символ благочестивого верующего, во всём уповающего на Бога, то это стремление к освобождению принимает и другой, более глубокий смысл.

Пьеса наполнена различной символикой. И одним из важных символов также является пистолет, который олицетворяет собой другой выход из сложившейся ситуации. Но и на этот шаг герои тоже не решаются.

В каждом человеке идёт незримая духовная борьба между Светом и Тьмой. Спасение может быть лишь в любви. Но в "Крике" Теннесси нет места простоте и однозначности.  Встаёт вопрос - а всякая ли любовь дарует спасение? Клэр и Феличе так и не вышли к "золотистому дневному свету", к подсолнухам. "В их взглядах - нежное признание поражения. Медленное объятие - затем наступает полная темнота".

Проявлением режиссёрской неординарности можно считать и яркую провокационную концовку спектакля. Глазунова словно ведёт диалог с Теннесси, она будто отвечает на эпиграф к пьесе - "Запертый сад - сестра моя" (Книга Песни песней Соломона, Библия, Ветхий Завет). Режиссёр отвечает полным пониманием всего смысла, всей боли, всех тайных мучений души, которые автор вложил в пьесу.

Актёры: Елена Санина и Антон Волков

Евгения ПЛЕВО

Фото: Илья Ушак

AddThis Social Bookmark Button

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить